Признаки, виды и понятие должностного лица в уголовном праве :: BusinessMan.ru
Должностное лицо – это общее понятие, имеющее свои особенности и индивидуальные характеристики в зависимости от аспектов, в которых оно рассматривается. При этом понятие должностного лица в уголовном праве отличается своими нюансами. Связано это с тем, что совершение преступления простым субъектом – человеком без особых признаков, становится покушением на один объект. Преступление, совершенное должностным лицом, – покушение не только на основной объект, но и на отношения власти, соподчинения и иерархии, что более опасно по природе своей. Поэтому рассмотрим, что понимается под должностным лицом.
Понятие в уголовном праве России
В примечании к статье 285 Уголовного Кодекса России указывается, что под должностным лицом понимается человек (именно физическое лицо), который временно или на постоянной основе осуществляет полномочия представителя власти по специальному представлению. Понятие должностного лица в уголовном праве включает в себя возможность выполнения организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельности. Среди органов власти, в которых может действовать такое определение, есть органы местного самоуправления, государственной власти, муниципальные объединения, учреждения, корпорации, Вооруженные Силы России или другие военные формирования, что действуют в нашем государстве.
Признаки должностного лица
Признаки должностного лица в уголовном праве выделяются, исходя из определения. Они отражают сущность и особенности этой категории служащих:
- представитель власти;
- имеет организационные и распорядительные компетенции;
- административно-хозяйственные полномочия;
- специальное полномочие.
Особенность рассматриваемого института заключается в том, что его признаки и проводят черту между видами должностных лиц. Все вышеперечисленные признаки не только выделяют особенности, но и формируют принципиально новые институты, входящие в один, именуемый должностным лицом.
Представители власти: классификация
Как отмечено выше, понятие должностного лица в уголовном праве предусматривает наличие такой составляющей, как представитель власти. То есть к нему относятся люди, наделенные компетенцией по осуществлению функций органов судебной, представительной властей и законодательной. Сюда же относятся сотрудники любых правоохранительных органов или органов, осуществляющих контроль и надзор. Основной особенностью является право принимать решения, исполнение которых обязательно не только для тех, кто находится в подчинении должностного лица, но и для всех граждан, независимо от того, работают они в той или иной структуре или нет.
Представитель власти является первым из двух видов должностных лиц в уголовном праве. Вторым является лицо, у которого есть специальное полномочие или разного рода функции, описанные далее.
Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.
Организационные и распорядительные полномочия
Вторым структурным звеном понятия должностного лица в уголовном праве является исполнение разного рода функций, разберем их более подробно.
В данную категорию входят люди, которые руководят коллективом органа власти на любом уровне или другими людьми, находящихся в непосредственном подчинении. При этом организационные функции подразумевают решение кадровых вопросов, определение трудовых функций, наложение взысканий за нарушение дисциплины и иное. Сюда будет входить принятие решений, которые имеют юридическое значение и повлекут за собой последствия. Например, выдача листа о временной или постоянной нетрудоспособности, установление факта инвалидности и определение ее степени, выставление оценок на экзамене.
Например, директор школы, ректор какого-либо института, руководитель учреждения, работники медицинских или социальных служб.
Административные и хозяйственные компетенции
Понятие должностного лица в уголовном праве имеет многогранное значение, мы раскрыли лишь два аспекта. Перейдем к третьему, который так же включает исполнение функций. К административно-хозяйственной деятельности относятся распределение имущества, денег в любом виде, принятие решений о размере и периоде начисления заработной платы, отпускных выплат, пособий. Все действия, которые направлены на контроль за движением имущества, ценностей или денег относятся к данному виду полномочий.
Яркими примерами будут являться заведующие складами, бухгалтера, начальники стипендиального, финансового отдела, заведующие базами и т. п.
Специальное полномочие
Раскрывая определение должностного лица в уголовном праве, мы упомянули о специальном полномочии (или специальном представлении). Под ним понимается возложение обязанностей и прав должностного лица законом или локальным нормативным актом. То есть не допускается ситуация, когда один человек назначил другого начальником и даровал ему полномочия. Все четко регламентируется законодательством, в котором прописывается порядок и сущность той или иной должности. Специальное полномочие также может даваться распоряжением вышестоящей инстанции. Процедура практически всегда распространяется на конкретный период времени либо используется одноразово. Это прописывается в нормативном акте.
Например, преподаватель, который участвует в аттестационной или квалификационной комиссии, или врач, который заседает в комиссии, присваивающей инвалидность. Также примером должностного лица со специальным полномочием считаются присяжные заседатели.
Охарактеризовав все структурные части, мы дали полноценное понятие должностного лица в уголовном праве РФ. Для сравнения рассмотрим данный институт в уголовном праве Республики Беларусь.
Кто такое должностное лицо в праве РБ?
На территории Республики Беларусь действует закон, который называется «О борьбе с коррупцией», именно в нем и дается характеристика основным понятиям. К ним относятся коррупция, должностное лицо, субъекты коррупционных правонарушений и другие.
Остановимся более подробно на понятии должностного лица в уголовном праве РБ. Понятие, данное в вышеуказанном законе, распространяется на уголовно-правовое поле. Под должностным лицом понимается человек, который временно, постоянно или же по специальному полномочию осуществляет функции, аналогичные описанным выше. Еще сюда относятся категории граждан, которые могут отдавать распоряжения, приказы, указания лицам, не находящимся от них в прямой зависимости. По большому счету продублировано понятие, прописанное в российском уголовном законодательстве, то есть никаких принципиальных изменений нет.
Категории должностных лиц в Республике Беларусь
Должностное лицо в уголовном праве РБ подразумевает несколько категорий, которые в совокупности образуют полноценный институт. Каждая из этих категорий отдельная и не зависит друг от друга:
- представители власти, например, депутаты Палаты Национального собрания или депутаты местных органов власти;
- представители общественности (люди, которые выполняют охрану общественного порядка) – различные патрули;
- лица со специальным полномочием, например, начальники воинских формирований;
- представители из других государств, например, российский судья, судьи международных судов.
Отметим особенность уголовного права этого государства, которая заключается в том, что граждане иностранных государств находятся в общем списке: они не облекаются в особенную группу, отличную от других. Под ними же понимаются и те люди, которые активно работают в международных органах. В российском уголовном праве эта категория исключена из общего понятия должностного лица, которое дано в Уголовном Кодексе. Это указывает на особенности каждой системы законов.
businessman.ru
Кто является должностным лицом по КоАП?
Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц
Комментарий к статье 2.4 КоАП РФ:
1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.
2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением.
Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц
Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.
Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.
3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).
Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).
В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.
По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.
6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.
В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.
7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.
Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285. Должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.
К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.
Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.
Организационно-распорядительные функции означают управленческие функции, связанные с руководством деятельностью других людей в связи с их служебной или производственной деятельностью. К организационно-распорядительной деятельности относится подбор кадров, контроль и проверка исполнения выполненной работы, организация труда.
Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом. Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др.
Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.
Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию.
Понятие и определение должностного лица в законодательстве. Права и обязанности должностного лица
Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Под специальным полномочием
Таким образом, по определению закона выделяются две категории должностных лиц:
- представители власти;
- лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в войсковых и воинских формированиях.
Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления должностными лицами не являются, если они не наделены полномочиями организационно-распорядительного характера.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Уголовная ответственность за взяточничество
Разве я являюсь должностным лицом в отношении КоАП?
Ответственность должностных лиц организации: понятие, виды, субъекты
Неисполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.
Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит свод запретов, нарушение которых является наиболее тяжким видом правонарушений, и как следствие, предусматривает наиболее тяжкие виды наказаний. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее тяжкие правонарушения. Кроме того, основания привлечения к ответственности содержатся и в других законах: Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации.
Каждый должен представлять, что за одно и то же противоправное действие (бездействие), будь то нарушение трудовых отношений или нарушение в сфере хозяйственных, налоговых или иных отношений, может повлечь ответственность в любых ее проявлениях (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.
Квалифицируют противоправные действия как административное или налоговое нарушение, а равно как уголовное деяние (преступление) и определяют меру наказания органы государственной власти, имеющие на то специальные, законодательно установленные полномочия (суд, прокуратура, милиция; органы экономического, финансового, налогового и иного государственного контроля).
Что касается квалификации дисциплинарных проступков, то она базируется на нормах трудового права, являющегося руководством для работодателя. А вопросы материальной ответственности должностных лиц организаций могут регулироваться как трудовым, так и гражданским законодательством.
Следует иметь в виду, что понятие «должностное лицо организации» является собирательным и не имеет законодательного определения.
Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), называя в качестве субъекта того или иного наказуемого деяния должностных лиц, в первую очередь имеют в виду лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административные функции в органах государственного управления. В частности, в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ разъясняется, что:
«Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».
В российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «ответственность», поэтому приходится обращаться к науке. Теория права выработала огромное количество определений ответственности, но, как и по многим юридическим вопросам, единой точки зрения нет, что опять-таки связано с отсутствием легального определения данного понятия.
Как правило, под юридической ответственностью понимают:
наказание за совершенное правонарушение;
реализацию санкции нормы права;
меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;
обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;
порицание как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;
особое правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением. Как правило, основным правоотношением являются отношения правонарушителя и государства в лице соответствующих органов.
Каждое из вышеперечисленных определений имеет право на существование. Таким образом, под ответственностью понимается предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия вследствие совершенного им правонарушения.
Виды юридической ответственности обычно классифицируют в зависимости от отрасли права: гражданская, налоговая, дисциплинарная, административная, уголовная и т.д.
Следует отметить, что юридическая ответственность является видом социальной ответственности наряду с моральной и этической.
Применительно к теме настоящей статьи субъектами правоотношений являются должностные лица организации, к числу которых относятся:
- руководитель организации. Согласно ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 69, далее — Закон N 208-ФЗ), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 40, далее — Закон N 14-ФЗ), от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «Об унитарных предприятиях» (ст. 21) и иными. Подробный порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается учредительными документами организации.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
К компетенции исполнительного органа организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов.
Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации;
- члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления).
Порядок избрания коллегиального органа устанавливается Федеральными законами N 208-ФЗ (ст. ст. 64, 66), N 14-ФЗ (ст. 41) и иными. Подробный порядок избрания коллегиального органа управления устанавливается учредительными документами организации;
- заместители руководителя организации;
- иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и так далее).
Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом.
Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.
Кого считать должностным лицом по статье 5.27 коап – специалиста-кадровика или руководителя?
N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Но все вышесказанное применительно к рассматриваемой теме следует представлять в рамках иной ответственности, под которой авторы понимают наличие у главного бухгалтера и руководителя организации (как работников вообще и как должностных лиц в частности) прав и обязанностей в осуществляемой ими деятельности и в управлении делами, определенными трудовым договором, должностными инструкциями, а также предписаниями нормативных правовых актов, касающихся выполнения главным бухгалтером и руководителем значительного объема полномочий для реализации своих трудовых функций.
В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции. Должностная инструкция является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающим эти должности.
В должностной инструкции помимо всего прочего должны содержаться положения об ответственности.
Кроме того, законодатель предоставляет работодателю возможность при заключении трудового договора с работником (назначаемым на должность главного бухгалтера либо заместителя руководителя) установить условия о материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю (ч. 2 ст. 243 ТК РФ).
Общие положения о правах и обязанностях главного бухгалтера, а также об ответственности главного бухгалтера и руководителя организации содержатся в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 24 января 1980 г. N 59 «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов».
Из всего сказанного выше надлежит сделать следующие выводы.
- Главный бухгалтер и руководитель организации как граждане могут нести ответственность гражданскую в соответствии с нормами гражданского законодательства (см. Гражданский кодекс Российской Федерации), уголовную ответственность за преступления, кроме должностных, предусмотренные УК РФ, административную, предусмотренную КоАП РФ.
- Главный бухгалтер и руководитель организации как работники могут нести дисциплинарную или материальную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (ТК РФ), и уголовную — за преступные действия (бездействие) в сфере трудовых отношений, предусмотренные УК РФ.
- Главный бухгалтер и руководитель организации как должностные лица могут нести:
- уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности и за злоупотребление полномочиями вопреки интересам службы, предусмотренные УК РФ;
- административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предусмотренные КоАП РФ.
Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица. В то же время должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Исключение из этого правила составляют правонарушения хотя и предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ), но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов (например, ст. ст. 128, 129, 129.1 НК РФ). Указанные правонарушения не связаны со статусом должностного лица и поэтому могут быть наложены на любое лицо.
П.В.Матвеенко
Консультант
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Кто является должностным лицом в организации по коап рф
Поиск ЛекцийКАТЕГОРИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.
К должностным лицам относятся:
1. Лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти и представителей общественности.
Представителями власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе.
Обращаю Ваше внимание, что мы работники милиции, находимся на государственной службе и можем в пределах своих полномочий отдавать распоряжения или приказы и принимать решения в отношении лиц, не подчиненным по службе, т.е. являемся представителями власти.
Представителями общественности т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителей власти при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия.
2. Лица, занимающие постоянно или временно либо по специальному полномочию должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей.
Под этими обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Эти функции осуществляют такие категории работников, как руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, их заместители и т.д.) руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).
Специальное полномочие определяется приказом, трудовым соглашением, доверенностью. Действие специального полномочия заканчивается, если:
а) истек его срок;
б) задание, для выполнения которого оно предоставлялось, выполнено;
в) его отменило лицо или организация, которая давала такое полномочие.
3. Лица, занимающие постоянно или временно либо по специальному полномочию должности, с выполнением административно-хозяйственных обязанностей.
Под этими обязанностями следует понимать полномочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, кооперативным, общественным и другим имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими ателье, ведомственные ревизоры и контролеры и др.
Товарищи слушатели, Вы должны иметь в виду, что лица, выполняющие в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от форм собственности организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, признаются должностными.
Работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности, должностными лицами не являются (кассиры, продавцы, врачи, преподаватели и др.). Такие работники могут быть субъектом должностных преступлений в том случае, если наряду с осуществлением профессиональных или технических обязанностей на них в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций либо выполнение юридически значимых действий.
4. Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, т.е.
Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
данные лица могут совершать такие действия, в связи с осуществлением ими своих профессиональных или технических обязанностей, решения по которым обязательны для исполнения иными лицами (например, врач – за злоупотребление полномочиями, связанные с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель – за нарушение обязанностей, возложенных на него как членов квалификационной или экзаменационной комиссии).
5. Должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных Парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов (изменения в УК Республики Беларусь, внесенные законом от 22.07.2003 года).
Таким образом, мы дали понятие преступлений против интересов службы и их общую характеристику. Главным в определении данных преступлений являются признаки субъекта – должностного лица, поэтому для правильной квалификации этого преступления вам необходимо четко определить правовой статус привлекаемого к ответственности лица, круг его правомочий и характер возложенных на него по должности обязанностей, а также всестороннего исследования всех обстоятельств совершенного преступления, выявление всех признаков преступления. Сейчас мы приступаем к рассмотрению конкретных составов преступлений против интересов службы.
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
accountingsys.ru
КАТЕГОРИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.
Поиск ЛекцийК должностным лицам относятся:
1. Лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти и представителей общественности.
Представителями власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе.
Обращаю Ваше внимание, что мы работники милиции, находимся на государственной службе и можем в пределах своих полномочий отдавать распоряжения или приказы и принимать решения в отношении лиц, не подчиненным по службе, т.е. являемся представителями власти.
Представителями общественности т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителей власти при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия.
2. Лица, занимающие постоянно или временно либо по специальному полномочию должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей.
Под этими обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Эти функции осуществляют такие категории работников, как руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, их заместители и т.д.) руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).
Специальное полномочие определяется приказом, трудовым соглашением, доверенностью. Действие специального полномочия заканчивается, если:
а) истек его срок;
б) задание, для выполнения которого оно предоставлялось, выполнено;
в) его отменило лицо или организация, которая давала такое полномочие.
3. Лица, занимающие постоянно или временно либо по специальному полномочию должности, с выполнением административно-хозяйственных обязанностей.
Под этими обязанностями следует понимать полномочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, кооперативным, общественным и другим имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими ателье, ведомственные ревизоры и контролеры и др.
Товарищи слушатели, Вы должны иметь в виду, что лица, выполняющие в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от форм собственности организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, признаются должностными.
Работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности, должностными лицами не являются (кассиры, продавцы, врачи, преподаватели и др.). Такие работники могут быть субъектом должностных преступлений в том случае, если наряду с осуществлением профессиональных или технических обязанностей на них в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций либо выполнение юридически значимых действий.
4. Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, т.е. данные лица могут совершать такие действия, в связи с осуществлением ими своих профессиональных или технических обязанностей, решения по которым обязательны для исполнения иными лицами (например, врач – за злоупотребление полномочиями, связанные с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель – за нарушение обязанностей, возложенных на него как членов квалификационной или экзаменационной комиссии).
5. Должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных Парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов (изменения в УК Республики Беларусь, внесенные законом от 22.07.2003 года).
Таким образом, мы дали понятие преступлений против интересов службы и их общую характеристику. Главным в определении данных преступлений являются признаки субъекта – должностного лица, поэтому для правильной квалификации этого преступления вам необходимо четко определить правовой статус привлекаемого к ответственности лица, круг его правомочий и характер возложенных на него по должности обязанностей, а также всестороннего исследования всех обстоятельств совершенного преступления, выявление всех признаков преступления. Сейчас мы приступаем к рассмотрению конкретных составов преступлений против интересов службы.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
кто такой юридическое лицо? кто такой должностное лицо?
Юридическое лицо-это какая либо фирма…. физическое лицо-это просто обычный человек))))…. Должностное лицо-по-моему что-то типа генерального директора
Юридическое лицо у человека с высшим юридическим образованием
ст. 48 ГК РФ «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. » Должностное лицо это — физическое лицо занимающее определенную должность и наделенное определенными полномочиями.
Енто по моему в КОАП РФ прописано…
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Должностные лица — это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; или исполняющие такие обязанности по специальным полномочиям и влекущие юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущие повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для них правил.
Ну юридическое лицо, это лицо с высшим юридическим образованием, учитывая, что Вы задаете такие вопросы, Вам не грозит стать юридическим лицом
touch.otvet.mail.ru
Должностное лицо — это… Что такое Должностное лицо?
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО — понятие, ограничивающее круг определенных работников организации, использующееся в законодательных и иных нормативных правовых актах различных отраслей права.
Например, в целях КоАП РФ в соответствии с примечанием к ст. 2.4 установлено, что под Д. л. в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. При этом совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как Д. л., если законом не установлено иное.
Аналогичное содержание данного термина раскрывается и в ряде правовых норм УК РФ.
Высший судебный орган дал разъяснения многим из перечисленных признаков Д. л. и указал, что к представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, в т. ч. народные депутаты, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры.
Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т. п.). Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению имуществом.
labor_protection.academic.ru
Кто относится к должностным лицам?
Добрый день.
4. Под должностными лицами понимаются:
1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
5. Под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются:
1) Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;
2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители;
3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;
4) судьи;
5) прокуроры областей, города Минска, районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители;
6) начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи;
7) руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители;
8) иные должностные лица, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь и кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.
www.rka.by
Лицо-то не простое, а должностное
Кодекс РФ об административных правонарушениях за многие правонарушения в сфере налогов и бухгалтерского учета установил ответственность не только для организаций, но и для их должностных лиц. Причем для должностных лиц ответственность суровее, чем для простых физических лиц. Однако определение должностного лица, данное в самом КоАП РФ, оставляет открытым вопрос: является ли бухгалтер должностным лицом или нет?
Определение должностного лица для целей КоАП РФ дано в примечании к статье 2.4 КоАП РФ. Состоит оно из трех частей. Первая часть относится к работникам государственных органов, третья — к предпринимателям, а вот вторая затрагивает интересы работников «обычных» организаций. Причем, строго говоря, именно должностными лицами являются только работники государственных (муниципальных) органов. Сотрудники же «обычных» организаций и индивидуальные предприниматели должностными лицами не являются, но в силу прямого указания кодекса несут ответственность наравне с ними. Итак, к должностным лицам приравнены:
Таким образом, чтобы бухгалтеру или главному бухгалтеру стать должностным лицом, он должен выполнять либо организационно-распорядительные, либо административно-хозяйственные функции. Что же это за функции?
Определимся с понятиями
Сразу скажем, что в самом КоАП РФ искать определения этих терминов бесполезно — их там нет. Также не найдете вы их и в других кодексах и законах. Поэтому, как отмечают специалисты КБ «ЕДИНСТВЕННЫЙ», определения административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций должностных лиц надо искать в судебной практике. В частности, такие определения даны в пункте 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2000 № 6.
Так, по мнению Пленума, под организационно-распорядительными функциями следует понимать осуществление лицом предусмотренных законом и учредительными документами организации функций единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора), руководителя филиала, иного структурного подразделения. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложения административных взысканий на работников.
А административно-хозяйственные функции включают в себя полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации. Также это принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением, переработкой, учетом материальных ценностей, определение порядка их хранения.
Как видим, организационно-распорядительные функции, по мнению Пленума ВС РФ, могут осуществлять только руководители организации, ее филиалов или других структурных подразделений. На наш взгляд, под «иными структурными подразделениями» здесь надо понимать не департаменты и отделы предприятия, а подразделения, наделенные представительскими функциями и имеющие право самостоятельно выступать от имени организации. Таким образом, главный бухгалтер, а тем более обычный бухгалтер не может осуществлять организационно-распорядительные функции (если, конечно, функции главного бухгалтера не выполняет сам руководитель).
А вот административно-хозяйственные функции в принципе может выполнять любой работник (в том числе бухгалтер или главный бухгалтер). И в таком случае этот работник будет нести административную ответственность за допущенные нарушения именно в качестве должностного лица.
А бухгалтер что?
Получается, что теоретически должностным лицом по КоАП РФ может быть практически любой работник. Поэтому, как отмечают специалисты консалтинговой группы «Мега Интел», дабы решить, является ли должностным лицом бухгалтер (как обычный, так и главный), необходимо проанализировать его должностные обязанности и определить, входят ли в них административно-хозяйственные функции. Ведь очевидно, что человек, который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил чужие обязанности, не может нести за это административную ответственность.
Специалисты КБ «ЕДИНСТВЕННЫЙ» также обращают внимание, что КоАП РФ связывает признание работника должностным лицом не с конкретной должностью этого работника, а с кругом его служебных обязанностей. Эти обязанности обычно прописываются во внутренних документах предприятия, должностных инструкциях, трудовых договорах и т. п. Именно эти документы и надо изучить при решении вопроса о том, является ли сотрудник должностным лицом или нет.
В то же время полномочия главного бухгалтера определяются еще и Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — закон о бухучете). Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 закона о бухучете главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации. При этом требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. А денежные и расчетные документы вообще не должны приниматься к исполнению без подписи главного бухгалтера.
Таким образом, в силу закона главный бухгалтер исполняет административно-хозяйственные функции. Следовательно, за административные нарушения, допущенные при выполнении своих должностных обязанностей, он будет нести ответственность именно как должностное лицо.
Специалисты ООО «ЮВК-аудит» обращают внимание, что в некоторых статьях КоАП РФ должностные лица конкретизируются. Это могут быть работодатели, председатель участковой избирательной комиссии, капитан судна и т. д. А вот главный бухгалтер или бухгалтер организации в кодексе в качестве должностных лиц не поименованы. Но это не означает, что главного бухгалтера или бухгалтера, допустивших нарушения при выполнении административно-хозяйственных функций, нельзя привлекать к ответственности в качестве должностных лиц. Например, за нарушение правил представления бухгалтерской отчетности бухгалтер будет отвечать именно как должностное лицо.
***
Подведем итог. Любой работник организации, выполняющий административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции, согласно статье 2.4 КоАП РФ, может нести административную ответственность в качестве должностного лица. При этом расшифровка функций, выполнение которых влечет за собой приобретение статуса должностного лица, дается только в постановлении Пленума ВС РФ.
Согласно этим определениям, и главный бухгалтер, и бухгалтер при выполнении своих должностных обязанностей могут выполнять функции должностного лица. Например, главный бухгалтер имеет право второй подписи на денежных и распорядительных документах. Следовательно, его должностные обязанности связаны с полномочиями по распоряжению денежными средствами. А это, напомним, один из признаков административно-хозяйственной деятельности. Кроме того, главный бухгалтер отвечает за ведение на предприятии бухгалтерского учета, а значит, отвечает и за осуществление контроля за движением, переработкой и учетом материальных ценностей. Эти функции также входят в состав административно-хозяйственных. Следовательно, главный бухгалтер уже в силу полномочий, данных ему законом о бухучете, будет являться должностным лицом. И именно в этом статусе он будет отвечать за административные правонарушения, допущенные при выполнении своих должностных обязанностей.
Но в то же время руководитель организации имеет право создать на предприятии бухгалтерскую службу. В таком случае часть функций от главного бухгалтера может перейти к другим работникам бухгалтерии. Соответственно, если обычному бухгалтеру будет поручено выполнять какую-либо из функций, относящихся к административно-хозяйственным, то он также приобретет статус должностного лица. Однако в данном случае для привлечения бухгалтера к ответственности именно как должностного лица необходимо проверить, какие именно обязанности он выполняет в соответствии с его трудовым договором. И если выяснится, что в его трудовые обязанности не входят функции, признаваемые административно-хозяйственными, то и ответственности для него, как для должностного лица, не будет.
Цитируем закон
«…Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители или другие работники иных организаций…»
Примечание к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях
www.gazeta-unp.ru